Виды FM

По мере существования явления Флешмоба стали появлятся такие сценарии, которые не соответствовали правилам. Однако они игрались и тогда стало ясно, что термин "Флешмоб" уже не способен удовлетворить всех. Поэтому тот Флешмоб в первоначальном смысле слова теперь называют классический Флешмоб. Иногда для описания всех течений Флешмоба применяют термин акционизм или просто моб. Все участники этих акций называют себя мобберами. Пожалуй, единственное что объединяет большинство акций - это стремление сделать что нибудь вместе и такое, для чего в обычной жизни нужды нет. Почти все акции неожиданны для случайных зрителей. Однако и тут есть исключения - например, МобХаус, где случайных зрителей нет вовсе.

Классический Флешмоб построен на первичных основах идеологии движения. Главная цель — удивить случайных зрителей, но так, чтобы у них не было отвращения или смеха на происходящее. В сценариях классических флешмобов должна быть абсурдность действий. От этого случайные зрители первое время не могут понять смысл того, что происходит, но его там нет. Такие акции делаются в многолюдных местах. Чтобы не вызывать отрицательной реакции у случайных зрителей, такие акции проходят тихо и без шума, спокойно и вообще еле заметно. Чтобы не вызвать смех у случайных зрителей, участниками акции всё делается с серьезным видом. Иногда инструкции мобберам выдаются до акции специальными агентами. На акциях участниками делается вид, что всё спонтанно, но вполне обыденно для них. А потому он не должен быть сложным и с какой-либо яркой атрибутикой. Начинается акция одновременно всеми участниками. Для этого согласовывается время или назначается специальный человек (маяк), который должен подать сигнал всем для начала акции. Такие акции длятся недолго (обычно до пяти минут), иначе случайные зрители начинают проявлять активность: приставать с вопросами, вызывать работников охраны и правопорядка, игнорировать и дальше заниматься своим делом и т.п. Участники, как правило, делают вид, что друг друга не знают, и расходятся одновременно в разные стороны. На вопросы зрителей участники акций пытаются не отвечать или ответами не раскрывают истинный смысл происходящего. После того, как все резко разошлись обычно участники собираются на АП чтобы поделится впечатлениями. Акции, как правило, происходят по выходным дням с интервалом в две недели.

Пример классического Флешмоба — сценарий «Батарейка»:

В определённое время в определенном месте города проходит «маяк». Внезапно его движения становятся более медленными, как у робота у которого "села батарейка", его силы угасают, и он падает, делая вид, что засыпает (или становится "на подзарядку"). Это служит сигналом, по которому остальные мобберы повторяют за ним имитацию потери жизненных сил и находятся в «спячке» ровно 2 минуты, считая секунды про себя. По завершению двух минут классический финал - мобберы расходятся в разные стороны как ни в чём не бывало. Проявить творческий подход при «отключении» можно медленно, можно быстро, можно на ходу, можно просто стать склонив голову. Играют так, как будто у внутри медленно "садится батарейка". Можно упасть полностью на асфальт, можно сесть на колено, можно "уснуть" стоя. Главное - удивить окружающих. Ну и логично, что если "села батарейка" - глаза закрыты.

Смартмоб (англ. smart mob - «умная толпа») - это акция в отличии от классического Флешмоба направлена именно на смысл, некую иронию над действительностью. Главная цель - заострить людское внимание на животрепещущих вопросах. Часто используется как синоним социо-моба.

Пример Смартмоба — сценарий «Помой меня»:

Ко времени начала акции все собираются на на троллейбусной остановке. Затем, начиная ровно с 13:30, начинают ждать троллейбус. Мыть будут первый троллейбус, который подъедет к остановке после этого времени. Если в это время троллейбус уже стоит - его не трогают, т.к. он вскоре уедет, и не получится насладиться процессом. Итак, подъезжает троллейбус, все подходят к нему со всех сторон, и начинают мыть. Мыть можно что угодно: бока, лобовое стекло водителя, зеркала. Главное - не навредить. Когда троллейбус соберется уезжать с «троллеймойки», мобберы весело машут ему тряпочками и расходяся в разные стороны.

Полит-моб илисоцио-моб - это акции с социальным или политическим оттенком. Они являются более простым, оперативным и безопасным способом выражения общественного мнения или привлечения внимания к тем или иным проблемам, чем митинги и демонстрации. Например, после выборов в Белоруссии в 2006 мобберы устроили ряд таких акций [4]. Несколько человек, собравшись в центре Минска, раскрыли газету «Советская Белоруссия» и начали рвать её на мелкие кусочки. В другой подобной акции произошел, когда около 30 минчан демонстративно завязали глаза и отвернулись от установленного на площади экрана, по которому транслировалось выступление прокурора Беларуси. На пике популярности в апреле 2006 года «политические флешмобы» в Минске собирали до 100-120 человек. С целью пресечения подобного рода акций власти придерживались тактики задержания от 10 до 20 человек, что в течение 2 недель уменьшило число участников флешмобов до 15-20 человек.

Арт моб — хорошо отрепетированная акция с художественными элементами. Иногда есть команда, состоящая из режиссеров, сценаристов, людей, помогающих с организацией.

Неспектакальный моб (Реальный Флешмоб, Нонспектакулярный моб, Х-моб) - это акции в которых участники пытаются смоделировать тонкое, порой едва уловимое, социо-коммуникативное пространство, в котором на первом месте стоит переживание самих участников. Он может быть незаметен для окружающих. Нет задачи произвести впечатление на внешнего зрителя. Действия участников настолько приближены к повседневности, что их образ начинает «мерцать». Становится непонятным, видны действия, выполняемые по сценарию, или это всего лишь действия обычного прохожего, случайно повторившего то, что написано в сценарии. Изменение повседневности повседневностью, рассчитанное на тактику дежа вю и формирование у прохожих ощущения тихого помешательства. Этот моб порождает эффект изменения сознания, похожий на эффект психотропных веществ.

i-mob - общее название для всех видов акций, проводимых в интернете (форумы, icq, e-mail, чаты и.т.п.).

Экстрим-моб — акции с ярко выраженной экстремальной направленностью. Выполняются действия, шокирующие даже самих участников. Например «бой подушками».

L-моб (англ. long mob - «долгий моб») — заранее оговорённые действия, которые каждый моббер может совершать практически в любое удобное для него время и в удобном месте.

Например сценарий «мелки»:

Все берут мелки и обрисовывают как трупов на земле всё что под руки попалось: бутылки, лавочки, люки, скамейки, прохожих, фонарные слолбы и т.д..

Смайл моб (англ. smile - улыбка) — цель данных акций — дарить улыбку, хорошее настроение людям там, где они этого не ждут или тогда когда им это необходимо.

Small моб - принцип "даешь моб каждый день!" в действии. Ультракороткие мобы для поддержания жизненного тонуса.

Фан моб (англ. Fun-mob - «весёлый моб», иногда називают «цирк») — Флешмоб, являющийся по сценарию или ставший во время проведения массовым приколом. Характеризуется несоблюдением правил, отсутствием у моббером особого ощущения моба. Как правило им становятся спонтанные Флешмоб-акции, провести которые мобберы решили на встрече (АП) после основной акции.

Моб Хаус (англ. mob-house) — акция, в которой участники выполняют сценарий в закрытых помещениях, изолированные от случайных зрителей. Это делается просто для себя.

Date-моб — акция, направленная на знакомства мобберов.

Моб-игра - эти акции предполагают определённое взаимодействие участников, допустимы контакты между ними, заранее оговоренные на сайте. Конец может быть непредсказуем.

Например, «Повелевай и подчиняйся»:

участники парами играют в «гляделки», тот кто засмеялся или отвёл взгляд - проигрывал. Он должен следовать за победителем и повторять все его движения. Победитель ищет нового соперника.

Книговорот (англ. Bookcrossing) - глобальное движение за освобождение книг и «превращение мира в библиотеку». Уже четыре года библиофилы планеты специально оставляют в общественных местах литературу для того, чтобы она попала в «хорошие руки». В Интернете создан специальный ресурс, где бывшие хозяева могут проследить путешествие «бумажного друга». Их девиз: «Сделаем из материальной книги духовную вещь. Пусть Мысль примет бестелесную оболочку!».

Фаршинг - это неформальное направление интеллектуального и психологического экстрима. Целью фаршинга является публичное действо, участники которого должны на время забыть о своих комплексах и тех социальных, моральных и этических рамках, которыми они привыкли сковывать себя в повседневной жизни. Фаршинг не перфоманс и не Флэшмоб. Он не для зрителей. Он для участников, основная задача которых - победить себя, какой-то свой предел, сделать что-либо, что в обычной жизни сделать бы побоялись. Каждая акция и действие каждого участника - это новая грань, которую он переступает во время акции. Нужно разломать в себе все шаблоны и добиться полного раскрепощения.

Хэппенинг (англ. happening - случающееся, происходящее) - это разновидность акционизма, наиболее распространенного в авангардистском искусстве 60-70-х годов. Хэппенинг развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, однако инициаторы действия обязательно вовлекают в него и зрителей. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. В дальнейшем организацией хэппенинга чаще всего непосредственно в городской среде или на природе занимаются художники. Они рассматривают эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции. Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям. Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора. В хэппенинге ярко выразилось стремление авангардизма к слиянию искусства с течением самой жизни.

Монстрация - это демонстрация протеста с плакатами, но содержание плакатов явно абсурдно и смешно. Главная цель монстрантов просто повеселится и других насмешить. Первая акция была организована в 2004 году группой новосибирских художников творческое объединение САТ (Contemporary Art Terrorism), которые через интернет приглашали всех принять участие - влиться в обычную первомайскую демонстрацию колонной монстрантов. В этом году ТО САТ публично отказалось от какой-либо руководящей роли в проведении монстрации, предоставив созданной традиции свободу самостоятельного развития. Новосибирские сотрудники правоохранительных органов уже не раз неоправданно грубо относятся к монстрантам.

by wikipedia